АО "ННК-Хабаровский НПЗ"

"Чтобы насытить регион топливом, нужно обогнать Америку", Тихоокеанская звезда, № 164, 1.09.2012г

Хабаровский нефтеперерабатывающий завод (входит в НК «Альянс) обречен на постоянное развитие по одной простой причине - он обеспечивает топливом треть потребностей всего Дальнего Востока. А это не только огромный, но и постоянно качественно меняющийся рынок. На протяжении последних пяти лет он требует обновления ассортимента, - спрос вытесняет темные нефтепродукты в пользу светлых. Но еще этот рынок ненасытный.

Казалось бы, ключевые показатели Хабаровского нефтеперерабатывающего завода (ХНПЗ) в 2011 году должны были радовать абсолютно всех - и потребителей и производителей. Объем переработки вырос на 13% по сравнению с 2010-м годом. Весь объем выпущенных заводом автобензинов, дизтоплива и авиакеросина ушел на наш внутренний рынок.

Однако рынку этого оказалось мало. Потому что с него ушли западные НПЗ - традиционные поставщики для независимых АЗС. В результате НК «Альянс», владеющий, кроме ХНПЗ, еще и крупнейшим в регионе оптово-розничным поставщиком - ОАО «Хабаровскнефтепродукт», вынужден был докупать на западных НПЗ солидные объемы солярки и бензина, чтобы не допустить топливного кризиса на Дальнем Востоке. В результате компания поставила на рынок 3,7 миллиона тонн нефтепродуктов.

С наступлением 2012 года ситуация не улучшилась.

Железнодорожный тупик

Если взять показатели ХНПЗ по итогам первого полугодия 2012 года, то можно опять же, на первый взгляд, преисполниться оптимизмом. Завод переработал 1 млн. 871 тысяч тонн сырой нефти, - на 100 тысяч больше, чем планировал изначально, с ростом в 4% от прошлого года. Нефтепродуктов выпустил уже в объеме 1млн. 794  тысяч тонн, что тоже выше плана - на 5 %.

Но сделать это все заводчанам оказалось очень непросто. Неожиданно удар по переработке нанесла Федеральная транспортная служба, запретив так называемые сдвоенные операции при погрузке нефтепродуктов.

- Для того чтобы перерабатывать 11 тысяч тонн в сутки, - рассказывает Виктор Лемеха, управляющий ОАО «Хабаровский НПЗ», - требовалось в сутки же слить и отгрузить 320 вагонов. При этом, на нашем заводе всегда часть цистерн после слива нефти использовалась для налива мазута. Запрет такой сдвоенной операции заставлял нас выводить цистерны из-под нефти и подавать вместо них порожняк под мазут, что сразу выбивало производство из нормального временного графика. Впереди маячила угроза затоварки готовой продукцией и ограничения производства. Тем не менее, мы обеспечили в мае среднесуточную переработку 10,99 тысяч тонн в сутки.

В июне и в июле заводу все-таки удалось пробить потолок в 11 тысяч, несмотря на то, что из-за чрезвычайной ситуации на Транссибе (размыв железнодорожных путей) были сорваны поставки сырья.

Самое же главное - все проблемы ХНПЗ в прошлом и этом году, так или иначе, связаны с железной дорогой. При этом Хабаровский завод - единственный в России, получающий 100% своего сырья железнодорожным транспортом. И выйти из череды проблем он может только посредством альтернативного канала поставок.

Трубы зовут

- Единственный выход из этого железнодорожного тупика, - говорит Андрей Румянцев, руководитель пресс-службы НК «Альянс», - присоединение завода к Нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). - Вопрос об этом с «Транснефтью» при поддержке Правительства Хабаровского края решен. Через полтора года мы рассчитываем подключиться и первоначально получать по трубе 2 млн. тонн сырья в год. Что тут же позволит сосредоточить высвободившиеся цистерны на отгрузку продукции. В перспективе же ХНПЗ сможет получать по нефтепроводу весь необходимый ему объем сырья.
Подключение к ВСТО - дорогостоящий проект, однако он позволит Альянсу повысить надежность поставок и уверенно наращивать производство топлива, которого сегодня не хватает Дальнему Востоку, причем речь идет, прежде всего, о моторном топливе Евро-4 и Евро-5.

 
Далёкий дизель


Еще один фактор рынка, стимулирующий развитие ХНПЗ - надвигающийся дефицит дизельного топлива. Связан он с ужесточением действующего в России технического регламента. Напомним, еще в прошлом году государство запретило оборот дизтоплива с содержанием серы 0,2%. С 1 января 2013 года требования к автобензину и ДТ возрастают до уровня не ниже третьего класса, а с начала 2015 года - не ниже четвертого.
На Хабаровском НПЗ, благодаря многолетней реконструкции, эти уровни европейского качества

уже пройдены, но только в плане бензинов. Хабаровский дизель до растущих требований техрегламента пока не достает. Для этого заводу необходимо завершить строительство собственного комплекса гидрокрекинга - гидроочистки средних дистиллятов (ГКГО).

Строить его сегодня приходится, во-первых, на изначально ограниченной территории завода (расширить площадку невозможно - вокруг городские кварталы), во-вторых, без остановки действующего производства. Чтобы уложиться в сроки, НК «Альянс» и ХНПЗ пошли на беспрецедентные меры. В строительных работах сегодня на заводе ежедневно задействовано до 1600 строителей (на 100 человек больше, чем штатная численность сотрудников самого предприятия).
Строительство ГКГО ведет испанская инжиниринговая компания Tecnicas Reunidas, получившая генеральный подряд в 2007 году. Она же привлекает и субподрядчиков из-за рубежа. Что, с одной стороны, должно гарантировать качество, но, с другой уже привело к целому ряду непредвиденных сложностей и задержало плановый ввод отдельных мощностей.
Тем не менее, руководство ХНПЗ и НК «Альянс» по-прежнему планируют пуск ГКГО на 2013 год.

В глубине переработки

Впрочем, дефицит на рынке нефтепродуктов Дальнего Востока это не только проблема, но и возможность наращивать объемы переработки. На ХНПЗ рассматривают здесь отметку в 6 млн. тонн. Поэтому в рамках второго этапа своей генеральной реконструкции в следующем году завод завершает строительство вакуумного блока с висбрекингом по технологии Shell. В этом году на предприятии установили новый блок стабилизации, расширив возможности по производству бензина. Заменили катализатор в реакторе, что позволит почти на 20% увеличить мощность изомеризации. Закончен монтаж новой колонны на установке АГФУ. Увеличена в результате реконструкции мощность установки риформинга с 300 до 350 тыс. тонн. Заканчивается строительство новой электроподстанции…

- Модернизация отрасли идет по всей стране, - говорит Виктор Лемеха. - Мы пытаемся преодолеть технологическое отставание от нефтеперерабатывающей промышленности развитых стран. Сегодня глубина переработки нефти в России в среднем составляет 72%, в Европейском союзе - 85%, в США - 92%. То есть, из одной тонны нефти РФ получает меньше качественных продуктов с высокой добавленной стоимостью, что влечет за собой высокие удельные затраты и влияет на конечное ценообразование. Для Хабаровского НПЗ, построенного в 1935 году, эта проблема особенно актуальна. Потому в рамках нашей реконструкции стоит задача достижения показателей заводов США.

Очередной этап реконструкции и модернизации ХНПЗ оценивается в 43 млрд. руб. Проект его присоединения к нефтепроводу ВСТО так же измеряется в миллиардах. Тем не менее, руководство НК «Альянс», утверждает, что готово к подобным инвестициям. Иного выбора ни у крупнейшего производители и продавца нефтепродуктов на Дальнем Востоке, ни у его потребителей просто нет.

Виктор Илин.

22/05/2017

Обращения граждан с 12.05.2017-18.05.2017
....

12/05/2017

Обращения граждан с 03.05.2017-11.05.2017
....

05/05/2017

Обращения граждан с 28.04.2017-04.05.2017
....

18/05/2017

АО "ННК-Хабаровский НПЗ" - победиль конкурса
....

20/04/2017

Информационное сообщение о состоянии окружающей среды на 20.04.2017 г.
....

20/03/2017

Информационное сообщение о состоянии окружающей среды на 20.03.2017 г.
....
Внимание

Обращаем Ваше внимание на то, что в Интернете появились сайты с незаконным использованием  информации о деятельности АО «ННК-Хабаровский НПЗ». Сайты со следующими названиями не имеют отношение к нашему предприятию, и информация, размещенная на них, не является официальной:khabnpz.rupiligrimnn.ru