АО "ННК-Хабаровский НПЗ"

"Хабаровский НПЗ обеспечивает треть от всей потребности в топливе на Дальнем Востоке", РИА АмурМедиа, 26.07.2012г

Хабаровский нефтеперерабатывающий завод - одно из крупнейших предприятий региона. О том, как развивается завод, какие проблемы решает - в разговоре за утренней чашкой кофе корр. РИА AmurMedia с управляющим ОАО "Хабаровский НПЗ" Виктором Лемехой и руководителем пресс-службы НК "Альянс" Андреем Румянцевым.

- Какое место в экономике региона сегодня занимает Хабаровский нефтеперерабатывающий завод?

В.Л: - Хабаровский НПЗ - один из двух нефтеперерабатывающих заводов в крае - входит в число крупнейших предприятий региона. Мы обеспечиваем треть потребности в топливе на Дальнем Востоке. В прошлом году ХНПЗ произвел продукцию на более чем 7,6 млрд рублей и уплатил налогов и сборов в бюджеты всех уровней более 5 млрд рублей. На заводе работают около 1,5 тысячи человек, и это без учета почти такого же количества работников подрядных организаций, которые заняты на генеральной реконструкции предприятия и постоянно присутствуют на его территории.

- Какова производственная мощность предприятия, насколько оно загружено?

В.Л: - Мощность Хабаровского НПЗ по переработке нефтяного сырья – 4,35 млн тонн в год. Вспомним, в 1998 году завод переработал лишь 1,7 млн тонн. С момента вхождения ХНПЗ в состав "Альянса" в 2000 году и по 2010 год фактическая загрузка завода составляла от 2,6 до 3,3 млн тонн в год. Такой уровень загрузки был обусловлен, прежде всего, рыночной конъюнктурой и траспортно-логистическими возможностями. В 2011 году мы смогли переработать 3,7 млн тонн. Это большое достижение. Большой вклад в это внесли умелые действия специалистов нашего транспортно-логистического подразделения "Альянстрансойл", которые работают в тесном взаимодействии с железной дорогой.

- Что необходимо сделать для того, чтобы использовать все мощности завода по полной программе?

В. Л.: - Сегодня мы видим, что спрос на нашу продукцию есть, рынок сигнализирует нам: перерабатывайте больше. Однако наш завод до сих пор не подключен к магистральному нефтепроводу и получает весь объем сырья по железной дороге. Учитывая ситуацию, которая сложилась в последние годы на РЖД, обеспечение полной загрузки мощностей ХНПЗ лишь используя железнодорожные перевозки, не представляется возможным. Причина - недостаточная пропускная способность железной дороги. В текущем году мы постарались продолжить наращивание объемов переработки. Однако фактически мы уперлись в потолок на уровне примерно 11 тысяч тонн в сутки. Эта цифра сегодня является предельной, исходя из достигнутого вагонооборота.

- С какими проблемами сегодня сталкивается ОАО "Хабаровский НПЗ"?

В.Л: - В мае серьезным ударом для нас стал запрет сдвоенных операций. Это потребовало дополнительных вагонов, дополнительной маневровой работы – то есть, фактически сократило пропускную способность ветки Пристань. Поясню. Для обеспечения переработки 11 тысяч тонн в сутки требовалось слить и отгрузить 320 вагонов в сутки, при этом часть цистерн после слива нефти использовалась для налива мазута. Запрет сдвоенной операции означал необходимость выводить со станции цистерны после слива нефти и подавать на его место порожняк под перевозку мазута, на что, разумеется, нужно время. Тем не менее, мы обеспечили в мае среднесуточную переработку 10,99 тысяч тонн в сутки.

В июне мы предприняли новые усилия для того, чтобы пробить потолок в 11 тысяч. В том числе, усилили отгрузку на реку. А Транссиб преподнес нам сюрприз в виде небывалого размыва путей в обе стороны. Поставка сырья была сорвана. Тем не менее, в июне мы перерабатывали в среднем 11,04 тысяч тонн в сутки – больше, чем в мае, но меньше, чем востребовано рынком. Отмечу, что с марта мы продаем больше, чем выпускаем в Хабаровске, то есть, вынуждены докупать продукты на стороне, хотя предпочли бы выпустить их на собственных мощностях.

- Какие меры нужно предпринять для того, чтобы решить транспортную проблему и увеличить загрузку завода?

А.Р.: - Во-первых, нужно увеличить пропускную способность ветки Пристань и Хабаровска-1. Во-вторых, в период навигации увеличивать отгрузку на воду. В-третьих, подключить завод к системе магистральных нефтепроводов. В-четвертых, развивать возможности наших терминалов Первая Речка во Владивостоке и "Гаваньбункер" в Советской Гавани.

По всем этим направлениям мы сейчас работаем. В том числе, взаимодействуем с железнодорожниками. Прорабатываем варианты привлечения танкеров "река-море". Вопрос с "Транснефтью" о подключении к ВСТО при поддержке Правительства Хабаровского края решен. Через полтора года рассчитываем подключиться. Это позволит нам на первых порах получать по трубе 2 млн. тонн сырья в год и, соответственно, сосредоточить высвободившиеся цистерны на отгрузке продукции. В перспективе мы сможем получать по нефтепроводу весь требуемый объем сырья. Кроме того, прорабатывается возможность организации круглогодичной перевалки в районе Советской Гавани.

- Где закупается сырье для ХНПЗ и каким образом доставляется на предприятие?

А.Р.: - Закупкой сырья и реализацией продукции занимается соответствующее подразделение нефтяной компании, "Альянс-Ойл". Транспортировкой по железной дороге, как уже отмечено, занимается "Альянстрансойл". Завод освобожден от несвойственных ему функций и сосредоточен на производстве и техническом развитии своих мощностей. Что касается рынка нефти. Наиболее крупными свободными объемами располагают "Сургутнефтегаз", предприятия "ТНК-BP" и "Лукойла". Нефть на внутренний рынок поставляют также средние и малые предприятия, и в том числе добычные предприятия НК "Альянс".

Наши предприятия действуют в различных регионах. Они, по большей части, не имеют возможности сдавать нефть непосредственно в систему "Транснефти". Например, с промыслов "САНЕКО" нефть вывозится железной дорогой. С Колвинского месторождения нефть поступает по специально построенному нефтепроводу сначала в трубу "Лукойла" и уже затем в МНП "Транснефти". Относительно ближе к Хабаровску действует наше нефтедобывающее предприятие "ВТК", добыча которого поступает в "Центрсибнефтепровод".

В системе МНП нефти разных производителей смешиваются. Нет необходимости пытаться физические объемы нефти, добытой, например, в НАО или в Атырауской области Казахстана, поставить в Хабаровск. Для продукции каждого предприятия определяется наиболее эффективное направление реализации на внутреннем либо внешнем рынке. Объемы, требуемые для переработки в следующем месяце, закупаются в 20-х числах – конце текущего месяца. Закупленная нефть по согласованному графику прокачивается до Мегета, где на станции Зуй сливается в цистерны и транспортируется на завод. Расстояние от Зуя до Хабаровска составляет 3367 км (примерно 7 суток в пути).

Например, в мае мы закупили для переработки в июне и накопления запаса 350 тыс. тонн нефти. В том числе 200 тыс. тонн у предприятий "ТНК" и около 100 тыс. тонн у производителей Томской области, включая ООО "Столбовое", "Томскгазпром", а также нашу дочку "ВТК". Из этих 350 тыс. тонн "Альянстрансойл" смог вывезти 344,4 тыс., а 5,6 тыс. тонн осталось в трубе из-за проблем с железной дорогой.

В июне мы столкнулись с определенными трудностями – в связи со снижением цены на нефть свободных ресурсов на рынке оказалось мало. Для того, чтобы выполнить план закупки, была использована схема замещения: нефть "САНЕКО" обменяли на соответствующий объем продукции "ТНК".

В целом, по состоянию на июнь, объем собственной добычи "Альянса" составляет 65% от объема переработки. Как мы неоднократно отмечали, одной из первостепенных задач для нас является сбалансировать добычу и переработку на уровне 4,5 млн. тонн в год. То есть мы видим рынки для такого объема продукции и стремимся обеспечить собственными ресурсами как завод, так и сбытовую сеть.

- Скажется ли на конечной цене продукции завода присоединение к трубопроводу ВСТО и заключение договора с "Транснефтью"?

А.Р.: - Чтобы ответить на этот вопрос, нужно точно знать не только тариф ВСТО, но и все остальные составляющие: качество сырья (выход светлых), тариф на электроэнергию и другое. Без этого не ясно, удастся ли снизить удельные затраты за счет увеличения объемов, не ясно, каковы будут суммарные затраты в абсолютном измерении.

Подключение к ВСТО – дорогостоящий проект, который необходимо оплатить в определенный срок. Та экономия на тарифах, на которую мы рассчитываем, – это получаемые нами средства для оплаты подключения. Главное, что труба позволит нам повысить надежность поставок и, прежде всего, нарабатывать необходимый объем сырья риформинга на 450 тыс. тонн в год. В перспективе нефтепровод даст возможность бесперебойно загружать завод в полном объеме и ставить вопрос об увеличении мощности.

Напомню, в 1991 году ХНПЗ выпустил 865,9 тысяч тонн бензина, но то был преимущественно 76-й. В 2011 году мы выпустили 387,4 тысяч тонн автобензинов, преимущественно высокооктановых. Кроме того, мы поставили потребителям 62,5 тысяч тонн бензина, закупленного на стороне с целью недопущения дефицита, поскольку хабаровского и комсомольского бензина не хватает для удовлетворения нужд региона.

Нефтепровод позволит нам уверенно наращивать производство бензинов, эти объемы нужны Дальнему Востоку. Причем это будут бензины Евро-4 и Евро-5.

- Какова доля транспортных расходов в цене литра бензина?

А.Р.: - В цене, например, литра 92-го бензина доля транспортных расходов – примерно 6 рублей, в том числе, от 3,50 до 4.60 рублей - железнодорожный тариф. Для сравнения, акциз – 6,20 рублей. Главное все же не цена. Вообще, не стоит уделять гипертрофированное внимание только цене литра бензина, как будто цены на другие продукты и услуги не имеют значения… Когда-то все разговоры были о поллитре "белой", теперь о литре бензина, – это неправильно.

Сайты AO HHK

22/09/2017

Обращения граждан с 15.09.2017 - 21.09.2017
....

15/09/2017

Обращения граждан с 08.09.2017 - 14.09.2017
....

09/09/2017

Обращения граждан с 01.09.2017 - 07.09.2017
....

27/06/2017

Назначение нового генерального директора АО "ННК-Хабаровский НПЗ"
....

31/05/2017

Хабаровский НПЗ утилизацию промышленных отходов осуществляет в рамках действующего законодательства
....

18/05/2017

АО "ННК-Хабаровский НПЗ" - победиль конкурса
....
Внимание

Обращаем Ваше внимание на то, что в Интернете появились сайты с незаконным использованием  информации о деятельности АО «ННК-Хабаровский НПЗ». Сайты со следующими названиями не имеют отношение к нашему предприятию, и информация, размещенная на них, не является официальной:khabnpz.rupiligrimnn.ru