АО "ННК-Хабаровский НПЗ"

"Топливные цены: повышать нельзя останавливать",Тихоокеанская звезда, 04.04.2012

Второй год подряд НК «Альянс» проводит в Хабаровске «круглый стол» с участием общественности. Причем тема его практически не меняется: цены на топливо и обеспеченность им региона. Это как раз те две проблемы, в которых принято обвинять нефтяные компании. Но Альянс от обвинений особенно и не уклоняется. Обвиняйте, – говорят его представители, – предлагайте, что нам изменить в политике, только в начале выслушайте.

Вот, например, ключевые показатели по Хабаровскому нефтеперерабатывающему заводу (ХНПЗ), который входит в Альянс, за 2011 год: объемы переработки на 13 процентов выросли по сравнению с 2010-м. Переработано 3,7 млн. тонн нефти. При этом все выпущенные заводом автобензины, дизтопливо и авиакеросин ушли на наш внутренний рынок. Ни капли на экспорт. Итого – 3543,3 тысячи тонн нефтепродуктов впитала в себя дальневосточная земля через сети АЗС. Но этого ей оказалось мало.

Поэтому Альянс, кроме того, что сам произвел на своем заводе, еще и докупил на западных НПЗ солидные объемы солярки и бензина.В результате компания поставила на рынок 3,7 миллиона тонн нефтепродуктов. И опять мало. Почти весь прошлый год мы провели под угрозой дефицита. Отчего вдруг наш топливный рынок оказался таким ненасытным?

Дефицита нет. Есть дорогое топливо

Самая правдоподобная и логичная версия в том, что без бензина остались независимые АЗС. Если НК «Альянс» и «Роснефть» в регионе обеспечивают совместно порядка 70 процентов потребности в автобензинах, то на независимые мелкие сети приходится порядка 30 процентов. До подъема акцизов в 2010 году они небольшие объемы топлива покупали на хабаровских заводах, основные же привозили с запада. Причем, везти через полстраны им было даже, вот парадокс, выгодно. В 2010-м же западные заводы свою цену повысили на столько, что везти в край их топливо стало невыгодно. Мало того, они начали отказывать нашим покупателям, мотивируя, что своим – западным регионам топлива не хватает. Хабаровские трейдеры с надеждой посмотрели на местных производителей. Но оказалось, что у них есть предел: 70 процентов рынка могут закрыть своим производством, а вот больше – это вопрос.

Не случайно по этому поводу на «круглом столе» был задан вопрос Владимиром Денисенко, председателем краевого общества защиты прав потребителей:

- Сегодня в крае и в целом на Дальнем Востоке есть достаточно много независимых продавцов топлива. Раньше для них оптовые закупки на Западе были привлекательными по цене, и они могли поддерживать розничные цены на приемлемом уровне. Случалось даже, что он был ниже, чем на АЗС НК «Альянс» и «Роснефти». Сегодня ситуация в корне изменилась. Оптовые закупки подорожали, и в некоторых районах края на независимых АЗС цена литра топливадержится на уровне 35-36 рублей. С другой стороны, нас все чаще пугают дефицитом автобензинов на рынке, который опять же больше всего ударит по мелким продавцам. В этой связи, как ваша компания планирует работать с мелкой розницей?

- Мощности ХНПЗ по производству автобензинов составляют 120 тысяч тонн в квартал,- говорит Андрей Румянцев, руководитель пресс-службы НК «Альянс».- При этом завод работает на пределе своих технических и транспортно-логистических возможностей. более того, без остановки производства проводит второй этап реконструкции. Мы вынуждены также закупать нефтепродукты на стороне, чтобы создать товарный запас на периоды повышенного спроса в регионе. но и возможности поставок ресурсов со стороны тоже объективно ограничены порядком 20-30 тысяч тонн в квартал.

В том числе и поэтому компания откладывала в этом году плановый ремонт на ХНПЗ до тех пор, пока не был накоплен резерв топлива, способный обеспечить все потребности рынка во время остановки завода.

В результате по состоянию на март мы не видим угрозы дефицита автобензинов в регионе. Но по цене не можем гарантировать, что она всем понравится. Альянс ведь закупает летнее дизтопливо в Омске по установленнойтместным заводом цене. Перевозим до Хабаровска по существующим ж/д тарифам. Добавляем самую минимальную торговую надбавку и получаем в результате цену, которая никому не нравится.

Для справки: Цена дизтоплива производства Омского   НПЗ с учетом доставки в регион (по данным НК «Альянс») составляет 33850 рублей за тонну. Для обеспечения минимальной доходности розничная цена его должна составлять 31,80 рубля за литр.

-Может ли Хабаровский НПЗ увеличить свое производство так, чтобы не приходилось гонять дорогое топливо с запада, в частности особо дефицитную солярку?

-Нет, – отвечает НК «Альянс» в лице Андрея Румянцева.

Причина первая: после введения повышенных норм техрегламента Хабаровский НПЗ технологически не может выпускать солярку требуемого качества в объемах, нужных рынку. Более того, вместо того, чтобы наращивать выпуск, завод вынужден его сокращать. И продолжаться это будет до тех пор, пока ХНПЗ не закончит свою реконструкцию, а точнее не введет в строй комплекс гидроочистки.

Вторая причина чисто конъюнктурно-рыночная: выпуск нафты- прямогонного бензина, рост которго неизбежен при максимальной загрузке завода, не имеет сегодня ни экономического, ни социального смысла. Этот продукт не востребован на внутреннем рынке, а на его экспорт введена запретительная пошлина. Поэтому, выпустив в прошлом году 300 тысяч тонн нафты, в 2012-м ХНПЗ постарается ограничится 200 тысячами.

Невыгодное топливо

А теперь давайте посчитаем  доходы НК «Альянса». Во-первых, потому, что это интереснее, чем свои собственные. Во-вторых, чтобы понять, почему компания уже второй год заявляет, что торговать нефтепродуктами ей в Хабаровском крае невыгодно (так же как в Приморском крае и Амурской области).

Итак, чистая прибыль компании в целом по стране (с учетом нефтедобычи, переработки и розницы) составила 328,3 млн. долларов. Она выросла за 2011 год на 45 процентов, правда, в том числе и за счет укрепления рубля. Для семейного бюджета рядового хабаровчанина это фантастическая цифра. А как для средней, по российским меркам, нефтяной компании?

- Чтобы ответить, – говорит Андрей Румянцев,- по международным стандартам, нужно сравнить с налоговой нагрузкойи инвестпрограммой. Наша долговая нагрузка-1,5 млрд. долларов. Инвестпрограмма на 2012 год – в диапазоне от 870 до 990 млн. долларов. Учитывая общепринятые критерии, по которым инвестпроекты на треть должны финансироваться собственными средствами, у нас нормальные финансовые показатели.

Но эта положительная нормальность, как утверждают руководители НК «Альянс», увы, не связана с бизнесом компании на Дальнем Востоке, а держится скорее на нефтедобыче, которую НК ведет по другую сторону Уральского хребта.

Ибо прибыль до налогов (EBITDA) в секторе добычи у Альянса в 2011 году составила 411 млн. долларов, а в переработке и сбыте -315 млн. долларов.

- Компания создавалась как перерабатывающая и сбытовая, лишь потом в ней появилась добыча, – говорит Андрей Румянцев.- Мы до сих пор считаем, что наше развитие связано с развитием регионов Дальнего Востока. Получается же, по итогам последнего года, что сектор добычи по доходам более чем в два раза опережает сектор переработки и сбыта. Любой инвестор, увидев эти результаты, поставит вопросительный знак: а не стоит ли уйти глубоко в добычу?

К этому есть и другой аргумент: уже второй год подряд Альянс на Дальнем Востоке продает свое топливо не просто без прибыли, а себе в убыток.

Для справки: суммарный рост затрат на производство бензина «Регуляр-92″ в 2011-м-начале 2012 года составил 9,92 руб./л. Рост цены «Хабаровскнефтепродукта» составил 2,43 руб./л.

- Фактически, мы в 2011-2012 годах дотировали дальневосточного потребителя бензина и солярки: за счет экспорта продуктов, лишних на внутреннем рынке, и за счет бункеровочной деятельности,- утверждает Андрей Румянцев.

Правду ли говорит? Увы, судя по реакции краевой антимонопольной службы, которой еще в прошлом году были представлены все обоснования по предполагаемому поднятию цен в сети «Хабаровскнефтепродукт» (входит в Альянс), правду. УФАС против роста цен ничего возразить не смогла (хотя очень хотела).

Впрочем, Альянс молчаливым этим согласием не воспользовался. Видимо, по ряду причин, в числе которых и политические, и рыночно-конъюнктурные.

- Со второй половины 2011 года НК «Альянс» испытывает растущую конкуренцию со стороны поставщиков более дешевых ресурсов (они дешевле, прежде всего потому, что для ХНПЗ приходится везти нефть через полстраны по железной дороге).

То есть компания, по сути, проигрывает по ценовым показателям борьбу за рынок.Ее цены, даже не обеспечивая рентабельность, оказались выше, чем у основного конкурента. Вроде как потребители должны были уже давно отвернуться от АЗС «Хабаровскнефтепродукта», а сама сеть- впасть в ничтожество. Однако, получается любопытная вещь: если оптовые закупки у Альянса в регионе действительно постепенно снижаются, то объемы реализации в рознице активно растут.

- Для нас,- говорит Андрей Румянцев, – это значит, что потребитель оценил качество нашего продукта. Он едет все больше на заправки НК «Альянс», несмотря на то, что рядом на АЗС продают бензин несколько дешевле. Но есть здесь и обратная сторона: рост розницы означает для компании рост убытков.

Затраты не меняются

- Как, по вашему мнению, мы могли бы снизить цену на нашу продукцию? С таким провокационным вопросом НК «Альянс» обратился на «круглом столе» к краевой общественности.

-Если вы не будете работать над снижением своих затрат, то никакого снижения себестоимости, а значит и цены, не добьетесь.

- Я с этим совершенно согласен, – тут же признался Андрей Румянцев. – Вопрос лишь в том: как это сделать, если большая часть затрат компанией не контролируется? Мы не можем контролировать цену нефти, транспортные и энерготарифы, госакцизы и инфляцию.

Для справки: В марте 2011 года основными составляющими цены «Регуляр-92″ были: нефть, закупленная в конце февраля (в пересчете на литры-11,93 руб.);транспортные расходы (прокачка по нефтепроводу, ж/д, страхование и инспекция- суммарно 4,50 руб.); переработка на ХНПЗ (2,13 руб.); доставка топлива ж/д транспортом по Хабаровскому краю (1,08 руб., без учета дальнейшей транспортировки автотранспортом на базы и АЗС; акциз (5,76 руб.).Путем вычитания из действующей цены 29,33 руб./л этих составляющих получается остаток в 3,93 руб. на коммерческие и административные расходы, налоги и т.д.

Вывод: фактически действующая цена не окупает затрат. При этом единственное, что можно сократить, это зарплаты сотрудников компании, рабочих на заводе и в сети АЗС.

-Если мы со своими затратами не вписываемся в рынок, нам нужно закрыться и уйти,- говорит Андрей Румянцев.- Это и называется конкуренция.

Ой, лукавит. Ни одна компания, вложив столько средств в производство (на ХНПЗ) и в розницу (в Хаб-примор-Амур-нефтепродукты) просто так от борьбы за рынок не откажется. Перетерпит убытки за счет других своих отраслей и пойдет дальше.

Точно также и потребители НК «Альянс» могли бы обидеться на высокие цены и уйти. Да вот беда, в качестве альтернативы их ждет Василий Алибабаевич с ослинными присадками к АИ. Либо вообще-гужевой транспорт, ибо не может просто так закрыться региональная сеть АЗС, которая обеспечивает 40 процентов потребностей региона.

И что дальше?

- После строительства отвода на НПЗ от трубопровода ВСТО расчеты себестоимости изменятся? (вопрос на «круглом столе» от Анатолия Шатаева, председателя комитета по развитию ТЭК правительства края).

- В настоящее время идет проектирование отвода. Разрабатываются специальные технические условия его прохождения через Хабаровск. Требования здесь очень высокие. Планируется прокладка трубы в трубе и дополнительно в железобетонном тоннеле.

Что касается снижения издержек на транспортировку сырья, то в перспективе пректа мы на это рассчитываем. Но ожидать эффекта в ближайшие годы нельзя. Во-первых, сам проект стоит серьезных вложений. И эффект мы получим лишь после реализации проекта и его выхода на окупаемость (запуск планируется в конце 2013 года, в 2014 году на завод должны поступить по трубе первые 2 млн. тонн нефтяного сырья). Здесь у нас есть повод для оптимизма. Тем более что в этом проекте нас реально поддерживает правительство Хабаровского края.

- У нас в регионе остается малоразвитая топливно-заправочная инфраструктура. Если выехать из Хабаровска на Север, с собой лучше брать дополнительные канистры. Здесь может быть какое-то развитие или вы боретесь только за выживание? (вопрос Василия нагибина, начальника департамента природопользования и ТЭК полпредства президента в ДФО).

- После завершения второго этапа реконструкции ХНПЗ и еще ряда проектов компания будет гораздо крепче,- говорит Андрей Румянцев. – Пока же впереди у нас достаточно сложный период и есть опасность даже, что начнут пробуксовывать сегодняшние инвестпроекты.

- Новая заправка,- продолжает Александр Попов, генеральный директор ОАО «Хабаровскнефтепродукт», – стоит порядка 50 миллионов рублей. Если она будет продавать 500 литров в сутки, то себя никогода не окупит. Ряд же заправок в сельской местности у нас уже сегодня несет большие убытки, просто потому, что там прокачка мизерная. Но мы смотрим по сторонам и видим, что во всем районе работает одна единственная наша АЗС, если мы ее закроем, то и весь район можно закрывать. И продолжаем работать вопреки законам рынка.

- Получается, что строить и содержать АЗС на Северах- это социальный проект, – продолжает Румянцев, – не имеющий рыночных оснований. Мы можем этим заниматься, но только на условиях частно-государственного партнерства. Как вариант: снижение акцизов для компании и за счет высвобожденных средств строительство и поддержание социальной топливно-заправочной инфраструктуры.

- На федеральном уровне есть рецепты выхода из ситуации?

- Есть здравое предложение от ФАС: отвязать внутренние цены и установить плавающий акциз, с тем, чтобы при росте цен на нефть защитить наши заводы и внутренний рынок, – считает Андрей Румянцев. – ведь когда с июля вновь будет поднят акциз, по нашим расчетам к себестоимости бензинов добавится 45 копеек, а дизтоплива- 20 копеек. Снова поднимется нагрузка на производителей и потребителей топлива. Плавающий акциз эту ситуацию нивелировал бы независимо от роста цен на нефть.

- Мы свою экономическую ситуацию донесли до уровня правительства страны. И честно показали возможные варианты развития событий. Либо будет найдено решение, учитывающее и социальные, и экономические моменты. Либо наша розница будет нести все большие и большие убытки, в результате чего под вопрос встанет реализация наших инвестпрограмм. А только в основной проект реконструкции ХНПЗ вложено уже более $600 млн., в том числе более $300 млн., за счет кредитных линий, открытых Внешэкономбанком. Тогда неизбежно цены придется поэтапно поднимать-так, как это было в августе прошлого года.

Каким может быть решение проблемы? В кулуарах «круглого стола» прозвучало несколько предложений: раз компания не контролирует большую часть растущих затрат. И урезанием зарплат операторов АЗС, водителей бензовозов и даже менеджеров НК, делу не особо поможешь, браться надо все-таки за основные составляющие роста цены.

Это могут быть акцизы (о чем сейчас говорит ФАС России).

Это могут быть транспортные тарифы-вариант, большинство считает нереальным, ввиду того, что РЖД  и «Транснефти» нужно реализовывать собственные масштабные инвестпроекты.

Это может быть цена нефти на внутреннем рынке.

Последний вариант, пожалуй, заслуживает наибольшего внимания. Многие эксперты сегодня предлагают «отвязывать» внутрироссийскую цену от мировой в момент ее резкого роста. Можно просчитать тот предел внутрироссийской цены, за которым переработка на Дальнем Востоке становится нерентабельной. Например, учесть транспортное плечо и разработать формулу, которая путем зачета и возврата части налогов на добычу нефти (конкретно тех объемов, которые поставляются на переработку на КНПЗ и ХНПЗ) сделает цену нефтяного сырья в Хабаровске и Комсомольске такой же, как в Омске и Уфе.

Увы, надежду на подобное решение пока перебивает все более острое опасение, что цены пойдут вверх.

Так когда цена поднимется?

На этот вопрос представители НК «Альянс» на «круглом столе» не ответили. И это уже хорошо. Во-первых, потому, что означает: свою встречу с общественностью края они проводили не для оправдания очередного роста цен. Во-вторых, видимо, пока его не планируют. Вот только сколько продлится это «пока»?

С одной стороны давят расходы. По данным НК «Альянс», с января 2012 года рост акциза и тарифов , а также инфляция, привели к очередному увеличению затрат на производства и реализацию ориентировочно на 1,83 руб./литр. С учетом цены нефти, цена «Регуляра-92″ в Хабаровске в январе 2012 должна была составить 33,09 руб./литр, в марте – 35,06 руб./литр. Фактически же розничная цена «Хабаровскнефтепродукта» остается на отметке 29,48 рублей. Но с июля ожидается очередное повышение акцизов.

С другой стороны, любое повышение ценника еще больше выводит топливо Альянса за рамки конкурентомпособности.

В этой ситуации Андрей Румянцев откровенно сказал, что точных прогнозов никто дать сегодня не может.

- Спасибо, что хоть честно обо всем говорите, – заметил один из участников «круглого стола».

Виктор Илин

22/05/2017

Обращения граждан с 12.05.2017-18.05.2017
....

12/05/2017

Обращения граждан с 03.05.2017-11.05.2017
....

05/05/2017

Обращения граждан с 28.04.2017-04.05.2017
....

18/05/2017

АО "ННК-Хабаровский НПЗ" - победиль конкурса
....

20/04/2017

Информационное сообщение о состоянии окружающей среды на 20.04.2017 г.
....

20/03/2017

Информационное сообщение о состоянии окружающей среды на 20.03.2017 г.
....
Внимание

Обращаем Ваше внимание на то, что в Интернете появились сайты с незаконным использованием  информации о деятельности АО «ННК-Хабаровский НПЗ». Сайты со следующими названиями не имеют отношение к нашему предприятию, и информация, размещенная на них, не является официальной:khabnpz.rupiligrimnn.ru